Найдов Михаил Иванович
Основатель нашего клуба
Найдов Михаил Иванович родился в 1932 году.В 1958 году после окончания Томского политехнического института работал горным мастером, начальником участка, чуть позднее начальником шахты “Киселевская”. В 1969г. в Киселевске при содействии Михаила Ивановича Найдова открылся замечательный, большой и с прекрасно оформленным интерьером шахматный клуб имени М.И. Чигорина.
К шахматам Михаил Иванович всегда имел непосредственное отношение (чемпион Кузбасса среди юношей 1952 года) и способствовал открытию ряда шахматных клубов как в Кемерове, так и за его пределами. Главным детищем Михаила Ивановича в этом плане можно считать Кемеровский городской шахматный клуб, названный его именем.
Интервью с Найдовым М.И., газета “Кузбасс”, 27.01.2010:
Читатели нашей газеты с удивлением узнали, что М.И. Найдов ушел в отставку с поста председателя федерации шахмат Кузбасса. Неужели что-то случилось? Наш корреспондент беседует с «виновником» такой неожиданной новости.
– Михаил Иванович, в Кузбассе уже привыкли к тому, что Найдов – это уголь и шахматы. И казалось, что так будет всегда. Отчего был председателем федерации шахмат Кузбасса 19 лет и вдруг стал «просто» почетным председателем федерации?
– Все нормально и естественно. А то, что мое имя олицетворяли с шахматами, так для этого есть веские причины. В школьные годы был чемпионом родного мне города Киселевска, в 1952 году стал чемпионом Кузбасса среди юношей. В периоды моей работы директором шахты имени Ленина организовал шахматные клубы на шахте и в Междуреченске. В Киселевске 40 лет назад создан шахматно-шашечный клуб имени М.И. Чигорина; 20 лет назад, работая в Прокопьевске, создал шахматный клуб «Пешечка»; 4 года назад мою идею создать Кемеровский городской шахматный клуб поддержал и реализовал глава города В.В. Михайлов.
Многие годы вместе со своими соратниками я содействовал переоснащению и превращению шахматных клубов КузГТУ, СибГИУ, КемГУ в центры шахматной жизни. Хочу особо подчеркнуть, что эти вузы, не смущаясь, учатся друг у друга. За последние годы на базе этих университетов были неоднократно организованы и проведены крупные турниры среди студентов, детей и ветеранов Кузбасса, Сибири и России, а в 2008 году – чемпионат мира среди студентов.
По моей инициативе и при решающей поддержке нашего уважаемого губернатора А.Г. Тулеева и совета фонда «Шахтерская память» им. В.П. Романова, глав шахтерских городов провели в этом году IX шахматный фестиваль в честь Дня шахтера. А это 22 турнира на призы губернатора, глав городов и пятидесяти знатных угольщиков, шахтостроителей, геологов, горноспасателей и представителей горной науки.
Все это и многое другое делалось не только Найдовым, а многочисленными почитателями мудрой игры, тренерами и руководителями разных уровней. Но часто, как это бывает у нас, все успехи относились к шахматному лидеру – председателю федерации.
– Так почему же случился ваш уход?
– Все было продумано и последовательно. Судите сами: мне 77 лет, 19 лет – председатель федерации. Последние годы я перенес много операций на сетчатке глаз. Попросту стал плохо видеть. Стало трудно совмещать работу в фонде и федерации, ведь федерация – это общественная организация, а председателю приходится почти ежедневно заниматься вопросами шахматной жизни. За год проводится только областных соревнований около 60, а в году всего 52 недели. Предполагая, что придет время уходить, я готовил себе замену. Поэтому избранный председателем федерации М.П. Ивахин был моим первым заместителем уже несколько лет. Это умелый организатор, прекрасно проявивший себя на деле, международный мастер, международный арбитр. И я совершенно спокойно передал ему федерацию. Его кандидатуру без колебаний поддержали федерации городов, тренеры и шахматная общественность.
– Как за эти годы складывались отношения председателя федерации с «профильным» департаментом?
– Я знаю, что федерация любого вида спорта считает, что ее обделяют вниманием, и прежде всего в финансах. Но департамент финансово и организационно разрывается между молодежной политикой, спортом и туризмом. И ему сложно одновременно «обогреть всю Одессу». Но, справедливо говоря, есть решаемые вопросы, которые не требуют больших денег. Разве нормально, что последние 7-8 лет департамент ни разу не собрал вместе председателей федераций по всем видам спорта? Разве нормально, что департамент не проводит семинары судей по видам спорта, в том числе по шахматам? Федерации не приглашаются на подведение итогов года, с ними не советуются по возникающим проблемам. Пример: в феврале министерство издало приказ о государственной регистрации федераций до 01.01.2010 г. Федерации департамент не собрал и не ознакомил со столь важным документом. Надеюсь, что новая команда департамента из этого сделает нужные выводы.
– Кузбассовцам известно ваше бескорыстное служение шахматам. Известно также и то, что вы все выплаты вам, как почетному гражданину городов Киселевска и Междуреченска, передаете на развитие шахмат в этих городах. А что будет теперь?
– Я искренне и на всю жизнь благодарен А.Г. Тулееву, коллегии АКО, областному Совету народных депутатов, главам городов и городских Советов народных депутатов за столь высокую и щедрую оценку моего труда. Положенные мне выплаты за почетные звания, по моему заявлению, перечисляются шахматным клубам этих городов (это 120 тыс. руб. в год), кроме этого, некоторую часть личных средств я передаю напрямую для нужд Кемеровского городского шахматного клуба, который носит мое имя, и на нужды шахмат Кузбасса. Пока я работаю в фонде – все остается по-прежнему. Уйду на пенсию, тогда будет видно.
А сейчас для меня главное, что мы подвели итоги минувшего года, утвердили календарь соревнований на 2010 год. Шахматисты избрали меня почетным председателем федерации шахмат Кузбасса. Но я не привык быть «свадебным генералом» и, насколько смогу, буду помогать федерации в ее работе по развитию любимой игры и наполнению шахматной жизни в Кузбассе.